Чтобы атмосфера была чище
Быть может, когда-нибудь использование нетрадиционных видов горючего поможет решить многие проблемы, связанные с дефицитом энергоресурсов и загрязнением окружающей среды. Однако первый же закон, стимулирующий переход на нетрадиционные виды горючего, был встречен критикой. В октябре прошлого года президент Рейган одобрил закон, позволяющий автомобильным фирмам отходить от стандарта по нормам расхода горючего, если фирмы будут выпускать машины, работающие как на спиртовом моторном топливе, так и на бензине. Хотя многие эксперты по охране окружающей среды одобряют идею использования спиртового горючего, они в то же время сомневаются, что новый закон будет содействовать уменьшению загрязнения среды или ослаблению зависимости США от импорта нефти из других стран.
Подходящее спиртовое горючее для автомобилей — это метанол, обычно получаемый из природного газа. (Метанол по меньшей мере вдвое дешевле этанола, часто подмешиваемого в бензин для увеличения октанового числа горючего.) В Калифорнии уже выпущено 550 экспериментальных автомобилей, большинство из которых работает на горючей смеси М85, состоящей на 85% метанола и на 15% из бензина; в Нью-Йорке курсируют 6 автобусов, которые работают на чистом метаноле. «Универсальные» транспортные средства, производство которых стимулируется новым законом, будут работать на любой смеси бензина и спирта.
Споры вокруг вопроса о переходе на новые виды горючего сосредоточены на том, какие загрязняющие вещества окажутся в выхлопных газах и сколько будет стоить горючее. Сторонники использования чистого метанола и смеси М85 указывают, что образующиеся при сжигании этого горючего углеводороды химически менее активны и поэтому дают меньше вредного озона, чем углеводороды, образующиеся при сжигании бензина.
Результаты исследования, проведенного фирмой Ford в 20 крупных городах, показали, что максимальную концентрацию озона можно снизить на 3—13%, если все автомобили перевести на смесь М85. В отличие от дизельного топлива метанол при сгорании дает очень мало твердых частиц и поэтому является более чистым горючим для тяжелых грузовиков. Тем не менее при сгорании метанола в атмосферу выбрасывается формальдегид, который, как подозревают, является канцерогеном, а при сгорании бензина этого вещества образуется очень мало.
Чистый метанол дает меньше углеводородов, чем смесь М85, и все же его нельзя назвать безопасным. Он токсичен, хотя не имеет ни цвета, ни запаха и сгорает почти при невидимом пламени. Кроме того, работающий на метаноле двигатель трудно завести в холодную погоду, поскольку пары этого горючего имеют низкое давление. Учитывая эти недостатки, комитет по энергетике шт. Калифорния решил отказаться от реализации рассчитанной на 8 лет программы перевода транспортных средств на метанол и заменить его смесью М85.
По словам Ч. Имбрехта, председателя упомянутого комитета, вопрос об автомобилях, способных работать либо на смеси М85, либо на чистом метаноле, рождает проблему «курицы и яйца»: пока нет работающих на метаноле автомобилей, заправочные станции не собираются переделывать свои резервуары для хранения горючего; в то же время, в отсутствие станций для заправки автомашин метанолом, покупатели не желают приобретать автомобили, работающие на этом горючем. Выпуск «универсальных» автомобилей — один из путей решения этой дилеммы, указывает Имбрехт; водители могут покупать смесь М85, когда она есть на станциях, а когда ее нет, они могут заправляться бензином. интернет аптека дженериков https://djenerik.ru |